Тема «Развитие научных знаний в эпоху дворцовых переворотов на примере археологии» была одной из последних предмета истории третьей четверти в Проектной школе «МГТУ им. Носова». Тема удивительно интересна и стала еще интереснее благодаря визиту в школу кандидата исторических наук, доцента кафедры Всеобщей истории «МГТУ им. Г.И. Носова» Безрукова Андрея Викторовича. Кто если не археолог с многолетнем стажем, с огнем в глазах расскажет детям о том, как важно возвращать людям то, что, казалось бы, уже навсегда утрачено для человечества?
Андрей Викторович говорил о том, что именно в начале XVIII в. началось развитие археологии как научной отрасли, что зарождению ее в России способствовал Петр I, который в 1713 г. издал указ, призывающий искать и охранять найденные древности. В 1714 г. им была создана Кунсткамера, где хранились вещи, обладающие исторической ценностью, а в 1718 году он приобрел целую сибирскую коллекцию древних предметов.
Говорили о том, что в эпоху дворцовых переворотов (1725-1762) изысканием и сохранением исторического наследия занималась Российская академия наук, начало функционирования которой пришлось на данное историческое время. Говорили о том, что в XVIII веке Академия наук была почти единственным научным учреждением в России, в следующем столетии ведущая роль в исследовании археологических памятников перешла к другим институтам.
Андрей Викторович рассказал о буднях таинства возвращения исторических ценностей человечеству. Показал видео материал и большое количество фотографий, что называется из первых рук, о том, как это происходит. У обучающихся была возможность буквально прикоснуться к тому, что вновь стало достоянием людей. Светильник из Фанагории. Фанагория — древнегреческая колония, которая была расположена на берегу Керченского пролива, на Таманском полуострове в 25 км к северо-востоку от Гермонассы, служила второй после Пантикапея (азиатской) столицей эллинистического Боспорского царства, а после входила в состав Византийской империи, затем Хазарского каганата. Руины Фанагории находятся неподалёку от современного посёлка Сенной в Краснодарском крае. Маленький светильник, который легко помещался на ладони, не выдержал испытания временем, но все же предстал перед потомками. Какова история этого глиняного произведения? Кто впервые зажег в нем фитиль, чьи руки на рассвете его гасили? Сколько вопросов возникает с каждым найденным артефактом! И на сколько вопросов современников они дают ответы! Андрей Викторович показывает фотографию древнего сосуда, в котором сохранилась нетронутой почти прозрачная жидкость. Что это? Обучающиеся наперебой делились своими предположениями. Мы не угадали. Химический анализ дал точный ответ. Жидкостью в сосуде были женские слезы, которые были тщательно собраны во время траурной церемонии…Ответ получен, но сколько новых вопросов он рождает!
Сколько всего удивительного рассказал Андрей Викторович обучающимся в этот день! После урока наш гость дал согласие посетить Проектную школу вновь и рассказать еще много интересного. «Приятно видеть заинтересованные лица молодого поколения, знать, что молодежи небезразлична история», — отметил Андрей Викторович Безруков в конце встречи.
Благодарим Андрея Викторовича за возможность поделиться с подрастающим поколением своим огнем в глазах, своим опытом, пожалуй, самым ценным из всего того, чем мы можем поделиться с нашими детьми.