Современный digital-мир не стоит на месте. Появляются новые, быстрые и удобные способы работы с информацией. Становятся актуальными цифровые девайсы чтения. Сам процесс чтения книг также претерпел существенные изменения: всё труднее становится читать и постигать линейный художественный текст. Но как тогда в этих условиях научиться работать с текстами отечественной литературы? Можно ли с интересом научиться создавать собственные тексты (в том числе с элементами визуализации) — высказывания-суждения по прочитанному, отзывы о прочитанном, рецензии, читательские отклики на основе прочитанных произведений? Над проблемами чтения в новой цифровой реальности, связанными с появлением текстов новой природы и изменением практик чтения задумались обучающиеся Проектной школы ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова». О том, какой подход они нашли, в материалах нашей статьи.
8 октября в Центре правовой информации «Библиотека имени Павла Владимировича Крашенниникова» с новыми форматами популяризации произведений отечественной литературы обучающихся 10 класса «Проектной школы» ФГБОУ ВО МГТУ им. Г.И. Носова познакомила проектная команда обучающихся 10 и 11 классов: Чернева Анастасия, Попеляев Илья, Елена Майхерская, Исмагилова Вероника, Лукомская Елизавета под руководством научного руководителя Мазниной Юлии Александровны. Ребята провели мастер-класс по созданию собственными руками брошюры в формате «арт-бук». Данный формат представляет собой книгу, альбом (в том числе фотоальбом), журнал, альманах, бюллетень, рукотворную иллюстрацию, созданную читателем-учеником на основе разных способов визуализации художественного текста. Также ребята продемонстрировал собственный продукт читательской деятельности: буктрейлер, снятый по мотивам повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», которая также является успешной практикой популяризации литературного произведения.
Обучающимся предстояло пройти несколько этапов работы по созданию собственной арт-брошюры по произведению А.С. Пушкина «Капитанская дочка»: вспомнить сюжет произведения, выбрать самый значимый для себя эпизод, выбрать цитату из книги, которая заставляет их задуматься, придумать креативный коллаж собственной брошюры — соединение частей для создания общей композиции. В конце мастер-класса ребята провели дискуссию о том, какие проблемы поднимаются в данном произведении.
Увлекшись данными техниками работы с художественным текстом, мы не могли не провести интервью с одной из участниц проектной команды, ученицей 11 класса «Проектной школы» ФГБОУ ВО МГТУ им. Г.И. Носова Анастасией Черневой.
1. Сегодня вам удалось продемонстрировать инновационные способы работы с текстом художественного произведения, такие, как арт-бук и буктрейлер. Почему вы остановились на них?
«Читатели» считают, что новые способы работы с художественным текстом, такие как изотекст и буктрейлер помогают ребятам лучше понять смысл произведения. Визуализируя текст произведения, мы используем ключевые моменты, которые отражают суть произведения. Кроме того, из-за инновационности методов работы с книгой, ребята концентрируют своё внимание на процессе анализа книги.
2. Как Вы считаете, визуализация текста помогает постичь только сюжет произведения? Или же мы можем в процессе визуализации отразить также и идею, проблему, основную мысль произведения?
По нашему мнению, все зависит от ситуации и виде визуализации текста. Если брать как пример наш буктрейлер, то в нем мы не сможем точно рассказать об основной мысли, идее всего произведения или его проблеме. Но если создать буктрейлер как анализ произведения или его краткий пересказ, то можно будет сказать, какой были основная мысль, проблема и идея. Все будет зависеть от того, что мы будем рассматривать в качестве визуализированного текста.
3. Что особенно важно учитывать при создании коллажа к художественному произведению?
Прежде всего коллаж — это работа, состоящая из других работ, которая должна представлять из себя единое целое. Поэтому очень важно, чтобы коллаж содержал прежде всего какую-либо смысловую нагрузку, определённую его тематикой, и отражал конкретный сюжет и настроение автора, донося их до зрителя.
4. Какие ещё способы работы с художественным текстом Вам хотелось бы исследовать?
В дальнейшем мы планируем организовывать не только мастер классы, но и театральные постановки. Это поможет участникам развить навык ораторского искусства и поможет стать увереннее в себе. Мы считаем, что эти навыки чрезвычайно важны для ребят средней и старшей школы.
5. При визуализации важно больше эстетика иллюстрации или информационного компонента (больше фактов о произведении)?
Точный ответ на этот вопрос дать сложно, так как при визуализации любого объекта должен содержаться баланс между смысловой нагрузкой и самим дизайном. Инфографика или презентация, как в нашем случае, не должна включать в себя «большую груду текста, строчки которого налезают друг на друга», делая её сложной для восприятия, но также и не должна не включать в себя визуализации вовсе. Это важно, так как зритель прежде всего обращается своё внимание на эстетический вид продукта, вследствие чего плохой визуал или его полное отсутствие, как правило «отпугивает» зрителя.
6. Какова цель буктрейлера — понятно и просто рассказать сюжет произведении или увлечь будущих читателей, тех, кто не читал эту книгу ранее. Или и то, и другое?
Цель буктрейлера — завлечь будущих читателей. Это можно сделать через простой и понятный пересказ сюжета или через увлекательный ролик, похожий на рекламу, или объединив два этих вида.
7. Чем Вам понравилось участие в данном проекте?
Участие в проекте, безусловно, стало ценным опытом для каждого участника команды. Мы научились проводить общественные мероприятия. Наш мастер-класс включал в себе элементы творчества и дискуссию, поэтому не только участники мероприятия научились делать коллажи и рассуждать на заданную тему, но и «читатели». Самым ценным опытом стал опыт работы с аудиторией, попытка «разговорить» ребят.
Благодарим участников и их наставника за новый подход к чтению русской классике и проведённую работу в рамках конкурса ЦПО «Библиотека Крашенниникова!
Текст: учитель литературы Проектной школы Маклаков А.С.