Сайт Проектной школы МГТУ им. Г.И. Носова

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова

Адрес: 455000, Челябинская область, город Магнитогорск, проспект Ленина, д. 38, корп. №3

Контакты администрации: +7 (3519) 23-94-44, psh@magtu.ru

Slider
Главная Сведения об образовательной организации Стипендии и меры поддержки обучающихся

Стипендии и меры поддержки обучающихся

Стипендии, выплаты и материальная поддержка обучающихся

Для обучающихся по программам среднего общего образования выплата стипендий не предусмотрена

Меры социальной поддержки

Психологическое просвещение
Психологическая профилактика
Психологическое консультирование
Психологическая диагностика
Психологическая коррекция

В 2022-2023 г. социально-психологические услуги получили 44 обучающихся и 56 родителей.

Психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическая диагностика были реализованы благодаря курсу внеурочной деятельности «Познай себя и других (развитие эмоционального интеллекта)».
Каждый урок состоял из информационного блока и практической части, где в первой части ребята знакомились с теоретической базой рассматриваемого вопроса, во второй части — закрепляли и углубляли знания, полученные на мини-лекции. Практическая (семинарская) половина занятия содержала: диагностические исследования, которые учащиеся самостоятельно обрабатывали и совместно с психологом анализировали полученные результаты; творческие дискуссии, с обменом мнениями по поставленным и проблемным вопросам; игровые методы, а также работу в парах.
Практическая часть работы с учащимися также включала в себя тренинг командообразования в начале учебного года, и тренинг коммунникативных навыков и уверенного поведения в конце года.

Психологическая коррекция учащихся проходила в области эмоционально-личностной и волевой сферы, как наиболее уязвимой области психического здоровья старшеклассников. Проходила в виде сеансов релаксации, визуализации с использованием арома- и музыкотерапии, где подростки имели возможность тренировать навыки саморегуляции, снизить эмоциональное напряжение, восстановить личностные ресурсы. При поступлении в Проектную школу учащиеся недостаточно владели навыками саморегуляции либо редко применяли их на практике, при попадании в кризисное и проблемное поле не могли совладать с трудной жизненной ситуацией. Некоторые дети до обучения в Проектной школе пережили острую или хроническую психотравму. Поэтому при оказании социально-психологических услуг применялись разнообразные психологические техники: методы арт-терапии, сказкотерапии, метафорические тренинги. Подростки получили рекомендации по использованию собственных творческих продуктов, полученные в процессе занятий по арт-терапии, для дальнейшей  работы с ними, например выставлении работ на интернет-площадках.

Психологическая диагностика. В течение всего учебного года в рамках практикума с учащимся Проектной школы проводилась психологическая диагностика, с родителями учащихся диагностика проводилась на родительских собраниях, а также по запросу. На занятиях практической части с учащимися проводились интерпретация и анализ полученных данных диагностических исследований. Также ребята имели возможность индивидуального консультирования по вопросам подробного разъяснения интересующих вопросов. Используемый диагностический инструментарий соответствует требованиям валидности и надежности.

Предмет диагностики Название используемых методик и методов
1. Личностные особенности воспитанников (характерологические проявления, включая предрасположенность к выбору профессии; акцентуации, самооценка, коммуникативные навыки) Проективные методы: модифицированный тест Люшера, методики «Несуществующее животное», «Автопортрет»
Личностный опросник  Р. Кеттелла Методика «Чертова дюжина» А.А.Сиялов, А.С, Прутченков Методика определения самооценки Дембо-Рубинштейн
Проективная методика «Дерево с человечками»
2. Эмоционально-волевая сфера подростков (темперамент, тревожность, агрессивность, самоконтроль) Тест-опросник Г.Айзенка; МЦВ – Метод цветовых выборов Модифицированный восьмицветовой тест Люшера (Л. Н. Собчик)
Тест школьной тревожности Филлипса
3. Склонность к суицидальным рискам Опросник суицидального риска модификация Т.Н. Разуваевой
Выявление суицидального риска у детей и подростков А.А. Кучер, В.П. Костюкевич
4. Детско-родительские взаимоотношения в семьях учащихся (диагностика подростков) Семейная социограмма Э.Г. Эйдемиллер; Кинетический рисунок семьи Р. Бернс, С. Кауфман (индивидуально, по запросу)
Диагностическая беседа с использованием МАК «Кнуты и пряники» (при индивидуальном обращении)
5. Детско-родительские отношения (диагностика родителей) Семейная социограмма Э.Г.Эйдемиллер
Анализ семейных взаимоотношений Э.Г.Эйдемиллер, В.В.Юстицкис (АСВ) – индивидуально по запросу
Диагностическая беседа, индивидуально (при обращении с запросом на коррекцию детско-родительских отношений)

Психологическое консультирование в Проектной школе, как оказание социально-психологической услуги несовершеннолетним и их ближайшему окружению, заключается в получении информации о проблемах ребенка и семьи, обсуждении со значимыми членами семьи (при согласовании с ребенком) данных трудностей с целью раскрытия и мобилизации внутренних ресурсов для последующего решения социально-психологических проблем.
Индивидуальные психологические консультации с учащимися и их родителями в течение 2022-2023уч.г. проводились по разным направлениям:

  • по запросу администрации для отслеживания эмоционального состояния подростка и определения вектора развития взаимоотношения.
  • по запросу учащихся:
    • по углубленному изучению результатов диагностики;
    • оказанию помощи подросткам в налаживании межличностных взаимоотношений с близкими и другими значимыми для них людьми;
    • содействию в вопросах обучения, развития; проблемам жизненного определения; профориентационному консультированию;
    •  экстренное и кризисное консультирование  проводилось с целью стабилизации эмоционального состояния подростков, повышения адаптационных способностей и личностных ресурсов (доброжелательности, ответственности, оптимизма, самоуважения и пр.), а также для снижения тревожности, страхов, чувства вины, потерянности.

Важно отметить, что причинами дестабилизации, требующей содействия психолога чаще всего служили посттравматические состояния учащихся, редко – конфликтно-противоречивые ситуации в семье, что может говорить о высоком качестве взаимодействия и уровне эмоциональной стабильности в семьях обучающихся. В работе со сложными случаями, в т.ч. по принятию горя и утраты, использовались такие психотехнические методы, как работа с МАК, арт-терапевтические средства.

В рамках психологического консультирования проводилась профилактика аддикций, самоповреждающего поведения через формирование положительно направленных ценностных ориентаций, активной жизненной позиции.

В связи с тем, что обучение в Проектной школе проходят, в том числе, и дети с трудностями установления контакта с группой, занятия по рабочим программам педагогов-психологов с данной категорией детей проводились преимущественно в индивидуальном режиме. В аналогичную форму работы были включены и дети, пропустившие занятия в группах по уважительным причинам (нахождение на олимпиадах или учебных конференциях и проч.).

Консультативная работа с родителями проводилась в групповой форме в разрезе информационного консультирования и диагностики родителей на родительских собраниях, где родители участвовали в психологических исследованиях и  знакомились с результатами диагностики детей, а также имели возможность записаться на индивидуальный прием. Консультативная работа с родителями по запросу проходила в индивидуальном формате, иногда в диаде родитель-ребенок.

Психологическая профилактика девиантного поведения учащихся осуществлялась в формировании конструктивных коммуникативных навыков, развитии навыков бесконфликтного общения, оптимизации стиля взаимоотношений подростков с окружающими в рамках групповых и индивидуальных занятий.